Принципы выбора тротуарной плитки:
- Дизайн. Форма и цвет плитки должны гармонировать с фасадом дома и окружающим ландшафтом.
- Назначение. Толщина и форма плитки подбирается с учетом будущей нагрузки: движение пешеходов, парковка легкового авто или движение грузового транспорта.
- Материал и технологии. Также подбираются по условиям применения и эксплуатации. Важно знать, из чего сделана и каким способом произведена плитка.
Еще пару лет назад обычными критериями выбора тротуарной плитки были такие: цвет и форма. Палитра была в общем-то небогатой: традиционный серый цвет, красный, коричневый, желтый и белый. Для людей, предпочитающих что-то яркое и нестандартное, предлагали синие, зеленые, оранжевые оттенки. Обычно все эксперименты с цветами на этом и завершались.
Что касается форм, то здесь также царили традиции, устоявшиеся еще с конца 20-го века: привычный всем «зигзаг», «катушка», «волна», «клевер краковский». Ну и, конечно, классическая прямоугольная форма «кирпичик» и несколько типовых размеров квадратов.
Согласитесь, небогатый выбор. Ландшафтные дизайнеры наверняка испытывали творческие муки, пытаясь сделать уютный двор, при этом чтобы выглядел он не как у соседа, не как перрон РЖД и не как парковка у торгового центра.
Давайте рассмотрим каждый из трех принципов выбора подробнее.
Дизайн
Обычно плитку начинают подбирать на этапе, когда основные строительные работы уже завершены и облик дома или сада уже сложился. Поскольку мощение дорожек, отмостки и площадок делают в последнюю очередь, то дизайн мощения должен гармонировать с тем, что у вас уже получилось.
Совет ландшафтного дизайнера: старайтесь не выбирать тротуарную плитку того же цвета, что и фасад – это сделает пространство визуально тяжелым и лишит перспективы. Если фасад темного цвета, то цвет плитки лучше выбрать светлый.
Назначение
После того, как вы определились с цветом и формой плитки, важно определиться с ее назначением. От того, какова будет нагрузка на поверхность мощения и как она будет эксплуатироваться, будет зависеть выбор высоты плитки.
Для пешеходных дорожек может быть достаточно плитки толщиной 40 мм. Впрочем, ГОСТ 17608 говорит о том, что даже в этом случае толщина должна быть не менее 50 мм.
Если вы планируете место для парковки легкового автомобиля, то толщина плитки должна быть не менее 60 мм, а рекомендованная – 80 мм.
В том случае, если по поверхности плитки возможно движение тяжелого транспорта, например, грузовиков или спецтехники, высота должна быть не менее 80 мм, но лучше 100 мм.
ВАЖНО: выбор высоты брусчатки зависит от нагрузки, но это не единственное условие. Необходимо подготовить правильное основание под каждый тип нагрузки. Чем она больше, тем толще и надежнее должен быть «пирог» из щебня и песка.
Материал и технологии
Итак, вы определились с дизайном, рассчитали будущие нагрузки и условия, в которых будет эксплуатироваться ваша брусчатка. Остается последний важный этап – выбор, который тоже может быть непростым для человека, впервые столкнувшегося с тем множеством вариантов, которые сейчас предлагают производители.
Плитку и брусчатку сейчас производят как из привычных бетона и камня, так и из полимеров, резины, дерева и разнообразных композитов. Хотя последние варианты весьма интересны, но довольно недавно появились на рынке и достоверной статистики о долговечности и надёжности такого мощения еще нет.
Поэтому стоит остановиться на традиционных материалах, прочность и надежность которых не подлежат сомнению – на камне и бетоне. Камень, особенно гранит, прекрасно подходит для мощения, он красив и долговечен. Но есть и существенные особенности, которые для многих превращаются в недостатки: природный камень очень дорог, при этом выбор доступных цветов будет небольшим.
Пожалуй, лучшим выбором все еще остается бетон. Едва ли уступая природному камню по прочностным характеристикам, бетон обладает серьезными преимуществом – он позволяет производить изделия разнообразных форм и цветов. Сейчас все крупные производители предлагают превосходный ассортимент и отличное качество – вы наверняка сможете найти именно тот вариант, который идеально впишется в ваше пространство.
Но и здесь многих ожидает открытие: есть принципиально разные способы производства бетонных изделий: вибропрессование и вибролитьё. При соблюдении технологий производства и при условии использования качественного сырья продукция, произведенная по любой технологии, будет качественной.
Сейчас подавляющее большинство производств вибролитой плитки – это мелкие кустарные предприятия с низкой культурой производства, использующие дешевое изношенное оборудование, низкокачественное сырье и неквалифицированную сезонную рабочую силу. Как правило, никакой гарантии на такую продукцию нет. Как и уверенности в том, что она переживет пару лет. Часто такая продукция разваливается уже по пути к заказчику. Если вы остановили свой выбор на этой технологии, то обращайтесь только к крупному производителю с хорошей репутацией. Определенно, лучшая тротуарная плитка та, что подходит для ваших целей и произведена с соблюдением всех технологических требований.
Вибропрессование – способ производства, доминирующий во всех развитых странах. Обеспечивает высокие прочностные и геометрические показатели готовой продукции и отличный внешний вид. Оборудование для этого метода производства габаритное и дорогое, поэтому в большинстве случаев это полноценные большие заводы, которые соблюдают ГОСТ и дорожат репутацией.
Тротуарная плитка в Алматы
Источник: steingot.ru